Литература 1940-х годов, посвященная Великой Отечественной войне, демонстрирует две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, раскрепощение сознания, связанное с великой победой в народной войне с фашизмом, с другой – невиданный идеологический надзор над искусством в конце 40-х – начале 50-х годов, приведший к искажениям реальности в литературе о войне, доведенным до абсурда. Тенденции, противостоящие официозной литературе, кристаллизуются в произведениях Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда” (1946), Эммануила Казакевича “Звезда” (1946), Веры Пановой “Спутники” (1945), Александра Твардовского “Дом у дороги” (1946). Из-за идеологического пресса тенденции не оказались развернуты, но эти книги оказали особое влияние на художественное сознание в послевоенное десятилетие.
Критики единодушно признавали роман В. Некрасова “В окопах Сталинграда” одной из самых правдивых книг о войне.
Его капитан Керженцев из книги «В окопах Сталинграда» - это, по сути, сам Некрасов.