Познаем экономику с литературными героями
«Атмосфера нэпа в советской литературе»
Славянская межпоселенческая центральная библиотека продолжает цикл онлайн публикаций «Познаем экономику вместе с литературными героями». Пятый выпуск знакомит с романами Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931), сумевших отразить атмосферу нэпа (новой экономической политики) в художественном тексте.
Экономический кризис и небывалый голод в России в начале 20-х годов, о которых мы рассказали в предыдущей онлайн публикации цикла «Гиперинфляция и натуральный обмен» по повести А. Неверова «Ташкент – город хлебный», стали причиной пересмотра внутренней экономической политики государства. Советское правительство, начиная с 1921 года, освобождает экономику «от тотального государственного регулирования»; «основными формами реализации новой экономической политики стали кооперация, концессии, торговля». В качестве экономического путеводителя по романам И. Ильфа и Е. Петрова рекомендуем книгу Е. Чирковой «От золотого тельца до «Золотого теленка»».
Киса и Бендер – герои «Двенадцати стульев» – «концессионеры», создавшие предприятие (концессию) по поиску семейных драгоценностей Воробьянинова. В «Золотом теленке» Остап Бендер рассматривает такие честные способы отъема денег у населения, как «организация акционерного общества по поднятию затонувшего в крымскую войну корабля с грузом золота» или концессия «на снятие магазинных вывесок».
Многие герои «Двенадцати стульев» — мелкие предприниматели. Отец Федор разводит кроликов и устраивает домашние обеды. Владелец архива, к которому обращается Остап, представляется владельцем «собственной мясохладобойни на артельных началах в Самаре». Мадам Грицацуева торгует мылом, перцем, синькой и прочими мелочными товарами…
Действие «Золотого теленка» происходит в 1928–1930 годах. Предприятия закрываются, резко возросли налоги… Так, владелец галантерейного магазина, расположенного «наискось от кино «Капиталий» в Черноморске, который «безмятежно торговал <…> мелким, но прибыльным товаром», однажды вечером «вернулся домой с искаженным лицом»: ему было страшно — его обложили налогом. Дальнейшие события позволяют понять, как высок налог: «На другой день он сдал полмагазина под торговлю писчебумажными принадлежностями <…>. Потом настали времена еще более лихие». Еще несколько раз горе-злосчастье посетило галантерейщика. В магазине появились новые совладельцы: часовых дел мастер, водопроводный мастер и купец, торгующий крахмальными воротничками. «Словом бизнес был убит». И довершает картину превращение созданной Бендером конторы «Рога и копыта» в гособъединение. Это в духе времени, ведь нэп сворачивается.
В эпоху нэпа живут и герои рассказов «Прелести культуры» (1927) и «Мадонна» (1923) Михаила Зощенко, повести «Растратчики» (1926) Валентина Катаева, пьесы «Зойкина квартира» (1935) Михаила Булгакова и романа «Циники» (1928) Анатолия Мариенгофа.
Рекомендуем к прочтению следующие издания, доступные в Славянской межпоселенческой центральной библиотеке им. Н.Я. Данилевского:
- Ильф, Илья. Двенадцать стульев. Золотой теленок / И. А. Ильф, Е. П. Петров. – Москва : Мысль, 1982. - 636 с. – Текст : непосредственный
- Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. — 18-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Юстицинформ, 2015. – С. 249-287. – Текст : непосредственный
- Чиркова, Елена. От золотого тельца до «Золотого теленка». Что мы знаем о литературе из экономики и об экономике из литературы / Е. Чиркова. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – С. 381-393. – Текст : непосредственный