О книге Тамары Ващенко «Кубанская семья»

Год семьи и укрепление семейных ценностей в 2024 году стали одной из ведущих тем мероприятий в Славянской межпоселенческой центральной библиотеке. Следуя традиции, представляем нашим читателям книгу кубанской поэтессы Тамары Ващенко «Кубанская семья» (Краснодарское издательство «Традиция»), в которой легко и непринужденно, как в добрых бабушкиных сказках, Тамара Леонтьевна рассказывает о казачьих традициях и обычаях, об укладе кубанской семьи, об истории славного Краснодарского края и его невероятной красоте.

Стихи Тамары Ващенко быстро завоевали симпатии юных читателей своим богатым содержанием и ярким оформлением. Поэтесса неукоснительно следует своему дару и призванию. Она, словно рентген, пронизывает душу ребенка, живет его интересами. Дополняют хорошее впечатление о семейных стихотворениях в книге иллюстрации А.А. Полонниковой.

Если вы хотите найти хорошее стихотворение о кубанской семье, о маме, о бабушке, о брате и многое другое на семейную тему, то вам к нам в библиотеку!

Из истории Славянской МЦБ

Из истории Славянской МЦБ

Важной страницей культурной жизни станицы Славянской в первой половине ХХ века явилась организация деятельности библиотеки. К сожалению, в Государственном архиве Краснодарского края нет документов, подтверждающих точную дату её открытия. Но есть воспоминания старожилов: «В конце 20-х годов ХХ века библиотека в станице Славянской находилась на ул. Красной, в одноэтажном, довольно мрачном здании, напротив двухэтажного здания школы (мужская гимназия до революции 1917 года). В одной комнате стояли стеллажи с книгами для выдачи их на дом, а вторая комната была отведена под читальный зал, в котором стояли длинные некрашеные столы и такие же скамейки».

Первые книги в библиотеку были принесены читателями станицы — интеллигенцией и активной молодёжью. Книжный фонд не превышал 5000 экземпляров. Единичны были наименования газет и журналов. Особым спросом у станичников пользовались настольные и отрывные календари. Вся работа библиотек того времени сводилась к ликвидации неграмотности населения. «В народ продвигалось живое слово — громкие читки, беседы, лекции. В обязанности библиотекаря входило написание различного типа заявлений, жалоб, предложений, с которыми приходили жители станицы в библиотеку».

Через несколько лет работа библиотеки станицы Славянской была поднята на достаточно высокий уровень. Интересный факт: в 1935 году библиотека стала победителем Всесоюзного конкурса на лучшую сельскую библиотеку. Председателем конкурса была Надежда Крупская. Подведение итогов проходило в Москве. Славянская библиотека была признана передовой по Азово-Черноморскому краю.

В довоенный период значительно возросло количество читателей, увеличился книжный фонд и количество газет и журналов. В отдельных уголках станицы постепенно открывались так называемые «передвижки». В последующие годы библиотека постепенно стала одним из любимых мест посещения для нескольких поколений славянцев.

Новый этап начался после Великой Отечественной войны. В 1950-е годы жителей станицы Славянской — впоследствии города Славянска-на-Кубани — обслуживало уже несколько библиотек. Прошедшая в семидесятые годы волна централизации объединила библиотеки города и района в единую систему.

Информация подготовлена на основе материала из книги «Любимый город Славянск-на-Кубани» / авт.-сост. Н.А. Андрияш, М.С. Андрусенко. - ООО «Золотое сечение», 2013.

Интересные факты из истории культуры Славянского района

Интересные факты из истории культуры Славянского района

В рамках мероприятий к 100-летию Славянского района предлагаем читателям ознакомиться с историей культуры Славянского района в новой рубрике «Интересные факты из истории культуры Славянского района»:

Неповторимая культура Кубани рождалась в смешении с традициями основной группы населения – казачества, привнося в русскую культуру свой неповторимый колорит, включающий в себя наиболее рациональные элементы культур всех этнических групп, которые населяли регион.

• Долгое время культура (в современном понимании этого слова) на Кубани заключалась в песенно-музыкальной традиции, которая сопровождала казака всю его жизнь. Однако к концу XIX века в отдельных населенных пунктах начали появляться библиотеки, читальни, любительские объединения по разным направлениям творчества.

• В конце XIX века подавляющее большинство населения станиц и хуторов Славянского района было плохо осведомлено о повседневной политической, экономической и культурной жизни области и страны в целом. Газет и журналов жители станиц не выписывали. Мало читали и художественной литературы.

• В самом начале XX века в станице Славянской была всего одна библиотека. В правилах для библиотек, утвержденных наказным атаманом, четко определялась цель общественных библиотек: «Библиотеки должны удовлетворять умственным потребностям класса образованного… и в то же время содержать легкую, но здоровую умственную пищу для класса малообразованного».

• В начале XX века в Кубанской области были организованы так называемые народные дома – первые просветительные учреждения клубного типа. Обычно при народных домах имелись библиотека, чайная или столовая, зал, где проходили народные чтения с «волшебным фонарем», проводились литературно-музыкальные вечера, устраивались лекции, беседы, семейные вечера, концерты. К 1904 году в Кубанской области их было десять.

• В станице Славянской в это время действовала общественная культурно-досуговая организация «Общество содействия народному образованию». В 1903 году Темрюкский комитет попечительства открыл на территории отдела восемь чайно-читален и две библиотеки-читальни, где можно было проводить время в «невинных развлечениях»: беседах, чтении газет и журналов за чашечкой горячего чая со сдобой.

Продолжение следует…

Информация подготовлена на основе научно-популярного издания «Славянский район: история и современность»; авт.-сост. Д.А. Решмет. - Краснодар: Диапазон-В, 2017.

К 190-летию со дня рождения Прокофия Петровича Короленко

К 190-летию со дня рождения Прокофия Петровича Короленко

5 июля 1834 года на степном хуторе станицы Павловской родился один из основателей архивного дела на Кубани, российский этнограф и историограф казачества, краевед Прокофий Петрович Короленко. Он является автором книг «Черноморцы», «200-летие Кубанского казачьего войска», «Некрасовские казаки», «Переселение казаков на Кубань» и других.

Семья Прокофия Петровича была патриархально-казачьей, придерживавшейся старинных обычаев. Род Короленко происходил от миргородского сотника Григория Короля, дворянина Киевского наместничества. Из-за пропажи архивных документов на момент рождения Прокофия семья официально уже не числилась дворянской, но в станице Короленко считались дворянами – знали грамоту, общались и дружили с офицерами.

Первыми учителями Прокофия стали его отец и станичный писарь. Затем, видя тягу мальчика к чтению, станичный священник начал снабжать его различными книгами, под впечатлением от которых Прокофий еще ребенком начал тайно писать свои литературные сочинения.

В 10-летнем возрасте Прокофия привезли в Екатеринодар, чтобы поступить в Войсковое уездное училище. Однако из-за высокого роста и подозрений, что родители специально занизили возраст казачонка, мальчика учиться не приняли. Семья вернулась на хутор, и вскоре умер отец Прокофия. Книжные премудрости мальчику пришлось осваивать самоучкой.

В 16-летнем возрасте Короленко записывается казаком в 6-й конный полк, где под командованием генерал-лейтенанта Рашпиля в 1852 году получает боевое крещение в стычке с горцами при Ольгинском укреплении. Проявив в том бою храбрость и находчивость, 18-летний Короленко получает чин урядника, и на этом его боевой путь завершается. Грамотного и начитанного казака вскоре зачисляют в штат писарей Черноморской врачебной управы. Прослужив в управе 5 лет, Короленко переводится в Войсковое правление с отличными рекомендациями и денежной премией в 40 рублей серебром. Еще через 2 года Прокофия Петровича переводят столоначальником, а затем и секретарем в Екатеринодарский окружной суд. За выслугу лет в 1868 году он получает чин хорунжего, а годом позже — уже служа помощником старшего адъютанта Войскового дежурства — чин сотника.

Примерно в это же время Короленко покупает дом в Екатеринодаре на улице Пластуновской и женится на казачке Анне Чумаченко, с которой у них будет трое детей — дочери Евдокия, Дарья и сын Феодосий.

В 1870 году семья Короленко продает дом и переезжает в Ейск, где Прокофий Петрович работает сначала приставом в полицейском управлении, а позже старшим помощником Ейского уездного правления, до выхода в отставку в июле 1885 года. Все эти годы Короленко совмещал чиновничью службу с литературным творчеством. С 1863 года в «Кубанских войсковых ведомостях» вышел цикл художественных и этнографических произведений, написанных на местном кубанском наречии. Это была проба пера Короленко.

Следом он издает подробные краеведческие очерки – «Черноморские свадьбы» (1865), «Весенние хороводы в Черномории» (1866). Благодаря понятному живому языку, отличному знанию народных обычаев и большой документальной базе очерки приносят Короленко всекубанскую известность.

В это же время Прокофий Петрович кропотливо и тщательно собирает материал для большого краеведческого труда. В 1868 году в «Военном сборнике» выходит первая часть работы – «Черноморцы за Бугом». Вместе со второй частью «Черноморцы на Кубани» она составляет книгу «Черноморцы», изданную Военно-ученым комитетом в 1874 году в Санкт-Петербурге за казенный счет. Основанный на обширном архивном материале, собрании фольклора, обычаев и традиций труд и сегодня имеет историческую ценность.

После издания «Черноморцев» Короленко берет отпуск и за свой счет едет в Харьков, Киев, Одессу – собирать новые архивные данные по казачеству. После выхода в отставку на два года уезжает жить в Харьков, чтобы продолжить сбор архивных материалов.

Благодаря научным и архивным изысканиям в Харькове Прокофий Петрович смог подготовить и опубликовать серию монографий о казачестве. За очерк в книге «Кубанское казачье войско» Короленко получил от императора золотые запонки с рубинами, а за книгу «200-летие Кубанского казачьего войска» благодарность императора.

Ободренный вниманием к своим трудам на самом высоком уровне, он еще активнее занимается созданием очерков: «Атаманы бывшего Черноморского казачьего войска» (1891), «Азовцы» (1891), «Кубанские казаки» (1894), «Хоперцы» (1896), «Материалы по истории Войска Запорожского» (1896), «Ачуев» (1896), «Некрасовские казаки» (1900), «Головатый, кошевой атаман Черноморского казачьего войска» (1908), «Записки о черкесах» (1909), «Переселение казаков за Кубань» (1911).

Отличительные черты трудов Короленко – «эпическое спокойствие», богатые архивные данные, понятный и простой слог, скрупулёзность и, в отличие, например, от Щербины, отсутствие в исторических трудах «идейной подкладки».

Последние годы жизни Короленко прожил у старшей дочери в Ставрополе. Чем хуже становилось его здоровье, тем активнее и быстрее была его работа. Он стремился успеть выпустить как можно больше очерков, ведь материала для работы у него было больше чем достаточно.

Все сэкономленные и накопленные средства в период работы архивариусом Прокофий Петрович пожертвовал на открытие санатория для детей больных костным туберкулезом на Тонком Мысу Черноморского побережья.

6 февраля 1913 года П.П. Короленко не стало. Похоронили историка и публициста в Ставрополе. А все материалы, документы и библиотека Короленко были переданы кавказоведу Б.М. Городецкому для дальнейшего использования на благо науки.

Славянский район: имена в истории

Славянский район: имена в истории

История Славянского района написана подвигами и достижениями многих людей – выдающихся тружеников, всеми силами стремившихся сделать свою любимую малую Родину самым красивым, уютным и благополучным местом на земле. Так исторически сложилось, что основной этап коренных преобразований, выдвинувших Славянский район на лидирующее позиции в XXI веке, пришелся на ХХ век. В 2024 году Славянскому району исполняется 100 лет. Из года в год наш район вписывает в свою историю имена тех, кто прославляет его добрыми делами. За каждым достижением: производственным, социальным, культурным или спортивным – созидательный труд, забота и любовь к родному краю.

Оглядываясь назад, сегодня с уверенностью можно сказать, что все, что сделано районной властью вчера, делается сегодня и будет сделано завтра, направлено на процветание нашей малой Родины, на благо ее жителей. Вне зависимости от политического и государственного устройства основу благополучия района всегда создают люди, живущие здесь: руководители, простые труженики и энтузиасты, искренне любящие свою Родину, трудом прославляющие родную землю, своими руками творящие историю. Ведь она, история, пишется людьми. Предлагаем к просмотру видеоролик «Славянский район: имена в истории».

Страница 1 из 612345»