«По страницам журнала ,,Родина”» Публикация № 4. МАУК»

«По страницам журнала ,,Родина”» Публикация № 4. МАУК»

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно», - вспоминал автор строк популярнейшей песни военных лет. По его словам, это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне.

Письмо было написано после тяжелейшего фронтового дня под Истрой, когда поэту Алексею Суркову с товарищами пришлось пробиваться из окружения. Позднее дотошные исследователи творчества Суркова точно определили день, когда проходил памятный бой – 27 ноября 1941 года. В сложные первые месяцы Великой Отечественной войны корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта Алексей Сурков служил батальонным комиссаром 258-го полка 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

«После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась его «Землянка»…» - вспоминал бывший командир 9-й гвардейской генерал армии А. П. Белобородов.

Дальнейшая судьба песни такова. В 1942 году во фронтовую редакцию пришел композитор Константин Листов и попросил «что-нибудь, на что можно написать песню». Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и отдал композитору, уверенный, что ничего не получится. Но через неделю Листов вновь появился в редакции, попросил гитару и спел «Землянку». Все, кто был свободен от работы, слушали, затаив дыхание и решили, что песня «вышла». На «премьере» присутствовал писатель Евгений Воробьев, который работал тогда в газете «Красноармейская правда». По его просьбе Листов, разлиновав простой лист бумаги, записал мелодию.  Воробьев отнес песню в редакцию «Комсомольская правды» и 25 марта 1942 года «Землянка» была впервые напечатана.

Так случилось, что эта первая публикация была едва ли не единственной в годы войны, так как некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» упадочническими. Требовали убрать или заменить эти строки. Но «Землянка» уже ушла в народ, а, как известно, из песни слов не выкинешь. Сурков рассказывал о письме танкистов, в котором они рекомендовали написать для людей, кому не нравятся эти строчки «… что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, - мыто ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».

Рассказ об известной песне военных лет из ретро-экскурса «По страницам журнала «Родина»» мы публикуем в преддверии Дня Победы – главного праздника нашей страны. Статья Юрия Бирюкова «И поет мне в землянке гармонь…» была опубликована в майском номере журнала за 1996 год. Из нее мы также узнали, что главными пропагандистами «Землянки» в годы Великой Отечественной войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. О популярности и широком распространении песни свидетельствуют также многочисленные «ответы» на нее: «Я читаю письмо от тебя…», «Дни бегут беспокойной рекой…», «Я услышала голос живой…» и мн. другие. По их числу с «Землянкой» может поспорить разве что не менее знаменитая «Катюша» М. Блантера на слова М. Исаковского.

Остается добавить только одно. В наши дни эта песня остается не менее популярной.

В этом разделе